В сезоне-1997 команда Williams сохранила некоторое преимущество, но в борьбу за титул впервые с 1990 года вмешалась Ferrari.
В начале сезона определились фавориты в лице нового лидера Williams Жака Вильнева (#3) и Михаэля Шумахера из Ferrari (#5). Они несколько раз сменяли друг друга на первой строчке зачета, и к финальному Гран-При Европы вперед вышел двукратный чемпион, но с преимуществом всего в одно очко.
Чемпионом становился тот, кто-то впереди финиширует. И поначалу все складывалось в пользу Шумахера. Две трети дистанции пилот Ferrari лидировал с небольшим отрывом, но после второго пит-стопа Вильнев заметно прибавил и легко ликвидировал отставание. За 22 круга до финиша Жак пошел в атаку по внутренней стороне, и когда Williams поравнялся с Ferrari, Михаэль резко вывернул руль в сторону соперника. Увы,
Аделаиды-1994 не получилось: алая машина после удара вылетела с трассы и застряла в гравии, а Williams с разбитым понтоном поехал дальше. Вильнев сумел добраться до финиша, хотя и пропустил вперед пару McLaren, и стал чемпионом.
Позже ФИА дисквалифицировала Шумахера, исключив его имя из итогов чемпионата. Так что формально вице-чемпионом стал второй пилот Williams Хайнц-Харальд Френтцен (#4).
В свое время Френтцен выступал вместе с Шумахером в одной молодежной команде Mercedes и добился там более заметных успехов. Однако в Формулу-1 Хайнц-Харальд Френтцен попал чуть позже, да еще в команду-середнячок Sauber. Лишь в 1997 году ему удалось получить место в топ-команде, подписав контракт с Williams. Однако результаты немца оказались очень скромными на фоне Вильнева: один поул и одна победа.
Интересно, что по ходу сезона и Вильнев, и Шумахер побывали на подиуме по восемь раз. Но при этом два главных соперника в борьбе за титул ни разу не поднимались на подиум вместе!
Команда McLaren заметно преобразилась в этом сезоне. Во-первых, машины из Уокинга после смены титульного спонсора превратились в "серебряные стрелы". Во-вторых, мотористам Mercedes удалось сделать серьезный шаг вперед, и на многих скоростных трассах Мика Хаккинен (#9) и Дэвид Култхард (#10) смогли побороться в группе лидеров. Правда, довольно часто этот двигатель и отказывал, но в команде честно признавались, что готовятся к следующему сезону. Култхард выиграл первый этап в Австралии, а затем победил в Италии. Финальный Гран-При Европы в Хересе после столкновения двух претендентов на титул закончился победой Хаккинена.
Еще одну гонку выиграл Герхард Бергер из Benetton (#8). Эта победа стала последней и в карьере австрийца, и в истории команды, названной в честь итальянского производителя одежды.
В 1997 году в Формуле-1 появилась шинная компания Bridgestone (до этого несколько лет монополистом была компания GoodYear). Работать с японскими шинниками согласились лишь небольшие команды, но благодаря этому на некоторых трассах они получили определенное преимущество. Так, в Бразилии и Испании блеснул Оливье Панис (#14) из Prost (бывшая команда Ligier). В Австрии другой пилот Prost Ярно Трулли лидировал большую часть дистанции, но сошел. В Венгрии едва не выиграл
действующий чемпион Дэмон Хилл (#1), перешедший в Arrows.
В этом сезоне дебютировала команда Stewart, основанная трехкратным чемпионом Джеки Стюартом. Шотландец заручился поддержкой компании Ford и пригласил опытного Рубенса Баррикелло (#22). Машина очень часто ломалась, но бразильцу удалось финишировать вторым в дождевом Гран-При Монако.
Еще одна новая команда появилась на первом этапе в Австралии. Однако пилоты Lola Винченцо Соспири (#24) и Рикардо Россет (#25) не смогли преодолеть квалификационный барьер в 107%. На этом участие Lola в чемпионате и ограничилось.
Интересно, что первую квалификацию в Австралии Вильнев выиграл с невероятным преимуществом в 1,963 секунды. Финальная квалификация в Хересе тоже закончилась победой канадца, но с преимуществом в... 0,000 секунды! Невероятно, но сразу три пилота показали одинаковое с точностью до тысячных секунды время в борьбе за поул, и первое место на старте занял тот, кто раньше других показал свой результат.
По окончанию сезона компания Renault заявила об уходе из чемпионата. За последние шесть лет машины с французским двигателем выиграли пять чемпионских титулов и шесть кубков конструкторов. Французы посчитали, что все уже привыкли к успехам Renault, и теперь любая неудача отрицательно сказывалась на имидже компании.
1 Жак Вильнев Williams Renault 81 (7 побед)
2 Хайнц-Харальд Френтцен Williams Renault 42 (1 побед)
3 Дэвид Култхард McLaren Mercedes 36 (2 победы)
4 Жан Алези Benetton Renault 36
5 Герхард Бергер Benetton Renault 27 (1 победа)
6 Мика Хаккинен McLaren Mercedes 27 (1 победа)
7 Эдди Ирвайн Ferrari 24
8 Джанкарло Физикелла Jordan Peugeot 20
9 Оливье Панис Prost Mugen-Honda 16
10 Джонни Херберт Sauber Petronas 15
ДСКВ Михаэль Шумахер Ferrari 78 (5 побед)
Кубок конструкторов
1 Williams Renault 123 (8 побед)
2 Ferrari 102 (5 побед)
3 Benetton Renault 67 (1 победа)
4 McLaren Mercedes 63 (3 победы)
5 Jordan Peugeot 33