Интерактив


Наши новости по E-Mail





Чемпионская техника: Vanwall VW (1958 год)

В 1958 году британцы в лице Vanwall впервые составили достойную конкуренцию итальянцам. Пилоты команды Стирлинг Мосс и Тони Брукс выиграли шесть из десяти гонок. Из-за частых технических отказов чемпионский титул в итоге достался Ferrari, зато Vanwall стала первым обладателем Кубка конструкторов.

Команда Vanwall была создана в начале 1950-х британским промышленником и меценатом Тони Вандервеллом. Название команды появилось путем сложения первой части фамилии ее создателя Vandervell с последней частью названия марки вкладышей для тонкостенных подшипников, которые выпускались на его фабрике - Thinwall. Поначалу Вандервелл использовал доработанные машины Ferrari 125 и 375, но в 1954 году, с вступлением в силу нового регламента, команда Vanwall заявилась в Формуле-1 с машиной собственной конструкции.

Первая машина Vanwall Special, построенная Оуэном Мэддоком, главным конструктором компании Cooper, получилась не очень быстрой и не очень надежной. Постепенно появились дисковые тормоза и двигатель с впрыском топлива, чем не могли похвастаться даже заводские команды Ferrari и Maserati, но результатов не было. В 1956 году в команду пришли молодой конструктор Колин Чэмпен, основатель Lotus, и аэродинамик Фрэнк Костин. Модель VW, построенная ими, заработала первые очки на Гран-При Бельгии, где Гарри Шелл финишировал четвертым. Дальнейшая модернизация машины принесла первые победы.

Компоновка VW была традиционной для второй половины 1950-х: пространственная рама из стальных труб, переднее расположение двигателя, передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, задняя подвеска типа "де Дион" - ничего революционного, но при этом Чэмпен тщательно проработал все детали. Ему удалось создать более жесткую раму, что, в свою очередь, позволило сделать подвеску более мягкой - это положительно сказалось на управляемости. С такой же тщательностью Костин подошел к созданию кузова машины. Так, стоит обратить внимание на аэродинамическую форму зеркал заднего вида и необычные прорези воздухозаборников на капоте, позволившие снизить лобовое сопротивление. В результате, машины Vanwall, обладающие не самым мощным двигателем, на прямых участках не знали себе равных. Среди новинок еще можно отметить легкосплавные диски колес и пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами Porsche.

Vanwall VW
Гран-При Пескары 1957 года, Стирлинг Мосс

Двухлитровый четырехцилиндровый двигатель для первой модели Special построил Лео Кузмицки, буквально собрав его из четырех 500-кубовых мотоциклетных двигателей. После двух модернизаций объем двигателя увеличился до 2489 см3, а четыре мотоциклетных карбюратора уступили место системе впрыска Bosch. Точно такая же использовалась на "серебряных стрелах" Mercedes-Benz W196, и Вандервелл лично вел переговоры с руководством немецкой компании, чтобы получить разрешение на использование подобной системы. После всех доработок британцы смогли выжать из двигателя 290 л.с.

Дебют Vanwall VW состоялся на Гран-При Монако 1957 года, где Брукс финишировал вторым. Спустя два месяца совместный экипаж Брукса и Мосса выиграл домашнюю гонку в Эйнтри. Затем Мосс выиграл два финальных Гран-При Пескары и Италии и стал в итоге вице-чемпионом.

Vanwall VW
Гран-При Италии 1958 года, Тони Брукс (#28) и Стюарт Льюис-Эванс (#30)

Перед стартом сезона-1958, в котором впервые разыгрывался Кубок конструкторов, ФИА запретила использование топлива, созданного на основе спирта. Больнее всего это сказалось на британских командах, которые использовали метанол для системы охлаждения. Так, двигатели Vanwall сразу потеряли порядка 30-40 л.с. Потерю мощности инженеры Vanwall компенсировали новой пружинной подвеской и новыми гоночными шинами Dunlop R5 с нейлоновым кордом.

Мосс выиграл в Голландии, Португалии и Марокко, вторым финишировал во Франции. Брукс победил в Бельгии, Италии и Германии. Но надежность машины оставляла желать лучшего: пять сходов у Мосса и столько же у Брукса. В результате чемпионский титул с перевесом в одно очко достался Хоторну из Ferrari, который выиграл только одну гонку, но стабильно финишировал в первой тройке почти на всех этапах. Зато команда Вандервелла отпраздновала победу в Кубке конструкторов. Правда, успех омрачила гибель третьего пилота Стюарта Льюис-Эванса на финальном этапе в Марокко.

В 1959 году Вандервелл закрыл набиравшую обороты команду. Здоровье британского бизнесмена заметно ухудшилось, и врачи посоветовали ему заняться чем-то другим. Лишь на домашнем Гран-При Великобритании появилась одна машина Vanwall под управлением Тони Брукса. Годом спустя тот же Брукс провел всего один Гран-При Франции.

Vanwall VW
Vanwall VW Тони Брукса 1958 года, фестиваль скорости в Гудвуде, 1998 год

Победы Vanwall VW:

20.07.1957 Великобритания, Эйнтри Тони Брукс/Стирлинг Мосс
18.08.1957 Италия, Пескара Стирлинг Мосс
08.09.1957 Италия, Монца Стирлинг Мосс
26.05.1958 Голландия, Цандвоорт Стирлинг Мосс
15.06.1958 Бельгия, Спа Тони Брукс
03.08.1958 Германия, Нюрбургринг Тони Брукс
24.08.1958 Португалия, Порто Стирлинг Мосс
07.09.1958 Италия, Монца Тони Брукс
19.10.1958 Марокко, Айн-Диаб Стирлинг Мосс

Технические характеристики Vanwall VW:

Двигатель
Vanwall 254, расположен спереди, 4 цилиндра, рядный
Диаметр и ход поршня
96 x 86 мм
Рабочий объем
2489 см3
Максимальная мощность
290 л.с. при 7500 об/мин (после запрета топлива на основе спирта - 260 л.с. при 7200 об/мин)
Система питания
система впрыска Bosch, 2 клапана на цилиндр, 2 свечи на цилиндр
Трансмиссия
коробка передач расположена сзади, 5 передач плюс задний ход
Кузов
пространственная рама из стальных труб, накрытая алюминиевыми панелями
Передняя подвеска
независимая, двойные поперечные рычаги
Задняя подвеска
зависимая, типа "де Дион", с поперечным стабилизатором
Тормоза
дисковые, с гидравлическим приводом
Колесная база
2294 мм
Передняя колея
1365 мм
Задняя колея
1314 мм
Длина
4267 мм
Ширина
1580 мм
Высота
1165 мм
Снаряженная масса
640 кг
Максимальная скорость
280 км/ч
Шины
Dunlop, 5,50x16" спереди и 7,00x16" сзади


Vanwall VW
Vanwall VW образца 1957 года



Чемпионская техника Формулы-1. 1950-1964



     Гран-При Китая
до старта:

     Опрос

Станет ли Фернандо Алонсо чемпионом в составе Aston Martin?


     Атрибутика Формулы-1
© 2001-2024 Информационный проект F1-World.Ru (Мир Формулы-1). Все права защищены. Регистрация СМИ ЭЛ№ФС77-43829
Все материалы, опубликованные на F1-World.Ru, являются собственностью авторов. Любое использование материалов, полное или частичное их копирование без письменного разрешения авторов является нарушением Закона об авторских правах.
При использовании материалов с разрешения авторов, ссылка на F1-World.Ru обязательна.
E-Mail: admin@f1-world.ru
Top.Mail.Ru