Интерактив


Наши новости по E-Mail





Чемпионская техника: Cooper Climax T51 (1959 год)

В 1959 году мировое первенство впервые выиграл пилот британской команды: лучшим стал Джэк Брэбэм за рулем среднемоторной машины Cooper Climax T51, которая серьезно изменила лицо Формулы-1.

Чарльз Купер и его сын Джон Купер в 1946 году основали Cooper Car Company. Вместе с Эриком Брэндоном, другом детства Джона, они начали строить гоночные машины для различных чемпионатов в небольшом гараже Чарльза в Сурбитоне. В начале 1950-х машины Cooper доминировали на трассах Формулы-3, выиграв за четыре годы 64 из 78 гонок. Следующим этапом стала Формула-2.

Во второй половине 1950-х британская компания начала экспериментировать с задним расположением двигателя. Такая компоновка имела свои преимущества перед машинами традиционной схемы, где двигатель располагался спереди: лучшая аэродинамика, меньший вес, компактные размеры. Первой серьезной заявкой стал подготовленный по правилам Формулы-2 болид Cooper T43 с двухлитровым двигателем Coventry Climax. Тогда правила разрешали совместный старт машин Формулы-2 и Формулы-1, и на Гран-При Монако 1957 года пилот заводской команды Джэк Брэбэм финишировал шестым. А сезон-1958 начался с того, что представитель частной команды Rob Walker Racing Team Стирлинг Мосс умудрился выиграть Гран-При Аргентины, опередив более мощные машины Формулы-1.

Cooper Climax T51
Cooper Climax T51

К сезону-1959 команда Куперов подготовила T51 - полноценный болид Формулы-1 с двигателем Coventry Climax объемом 2,5 литра. Машина, разработанная под руководством Оуэна Мэддока, стала дальнейшим развитием T43. В основе конструкции лежала пространственная рама из стальных труб. Двигатель располагался сзади, топливные баки – по бокам. Такое решение положительно сказывалось на управляемости машины, поскольку пустеющие по ходу гонки баки практически не влияли на баланс. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами, задняя – на двойных поперечных рычагах с поперечной рессорой. Колесные диски из магниевого сплава.

Машина T51 получилась очень легкой и маневренной. На извилистых автодромах она могла соперничать с более мощными машинами Ferrari и BRM. Но слабым местом оставалась коробка передач. В заводской команде Cooper предпочитали использовать еще довоенный вариант коробки Citroen. А вот Роб Уокер сделал ставку на узел, подготовленный в мастерской Валерио Колотти, но Мосс, выступавший за его команду, сошел с дистанции четыре раза именно из-за отказа трансмиссии, при этом в двух случаях он лидировал в гонке. Брэбэма же довоенная конструкция подвела лишь один раз.

Cooper Climax T51
Гран-При Монако 1959, Джэк Брэбэм

Брэбэм выиграл первый этап в Монако, дважды поднялся на подиум в Голландии и Франции, а затем снова выиграл в Великобритании. Созданного задела хватило для того, чтобы сохранить лидерство до конца чемпионата. Еще две победы за рулем T51 одержал Стирлинг Мосс, который в итоге стал бронзовым призером. Закончился сезон в американском Себринге, где первой победы добился 22-летний Брюс Макларен. В Кубке конструкторов Cooper с пятью победами опередила Ferrari, пилоты которой лишь дважды поднимались на верхнюю ступеньку подиума.

Новая машина заинтересовала многие частные команды. На некоторых этапах на старт выходило до одиннадцати T51 в различных конфигурациях. На них использовались как 2,5-литровые двигатели Coventry Climax, так и 2-литровые, созданные для Формулы-2. Конюшня Scuderia Centro Sud и вовсе поставила на T51 итальянские двигатели Maserati. Некоторые экземпляры использовались в чемпионате вплоть до 1963 года. А заводская команда уже в начале 1960 года получила новенькие T53.
Cooper Climax T51
Гран-При Великобритании 1959, Джэк Брэбэм (#12) стартует с поула

Победы Cooper Climax T51:

10.05.1959 Монако, Монте-Карло Джэк Брэбэм
18.07.1959 Великобритания, Эйнтри Джэк Брэбэм
23.08.1959 Португалия, Монсанто Стирлинг Мосс
13.09.1959 Италия, Монца Стирлинг Мосс
12.12.1959 США, Себринг Брюс Макларен

Технические характеристики Cooper Climax T51:

Двигатель
Coventry Climax FPF, расположен сзади, 4 цилиндра, рядный
Диаметр и ход поршня
94 x 89 мм
Рабочий объем
2467 см3
Максимальная мощность
220 л.с. при 6500 об/мин
Система питания
2 сдвоенных карбюратора Weber, 2 клапана на цилиндр
Трансмиссия
коробка передач Citroen либо Colotti, расположена сзади, 4 передачи плюс задний ход
Кузов
пространственная рама из стальных труб
Передняя подвеска
двойные поперечные рычаги, винтовые пружины
Задняя подвеска
двойные поперечные рычаги, поперечная рессора
Тормоза
дисковые, с гидравлическим приводом
Колесная база
2642 мм
Передняя колея
1397 мм
Задняя колея
1346 мм
Длина
3240 мм
Ширина
1378 мм
Высота
850 мм
Снаряженная масса
701 кг
Максимальная скорость
270 км/ч
Колесные диски
Cooper, из магниевого сплава
Шины
Dunlop, 5,50x15" спереди и 6,50x15" сзади


Cooper Climax T51
Рентген Cooper Climax T51



Чемпионская техника Формулы-1. 1950-1964



     Гран-При Майами
до старта:

     Опрос

Понравился ли вам новый формат уик-энда со спринтом?


© 2001-2024 Информационный проект F1-World.Ru (Мир Формулы-1). Все права защищены. Регистрация СМИ ЭЛ№ФС77-43829
Все материалы, опубликованные на F1-World.Ru, являются собственностью авторов. Любое использование материалов, полное или частичное их копирование без письменного разрешения авторов является нарушением Закона об авторских правах.
При использовании материалов с разрешения авторов, ссылка на F1-World.Ru обязательна.
E-Mail: admin@f1-world.ru
Top.Mail.Ru