В 1961 году вступил в силу новый регламент, по которому объем двигателей для машин Формулы-1 сокращался с 2,5 л до 1,5 л. Больше всего изменения ударили по британским командам. А вот у Ferrari уже были подходящий новым правилам двигатель и машина класса Формула-2, которую взяли за основу.
До 1960 года включительно Скудерия использовала машины с передним расположением двигателя, в то время как основные соперники уже давно выставляли болиды со средним расположением силового агрегата. В Ferrari прекрасно понимали преимущества такой компоновки и несколько раз пытались протестировать подобную конструкцию в гонках, но каждый раз эксперимент заканчивался неудачно. В конце концов, Формула-1 перешла на новый регламент, и вместе с новым двигателем итальянцы представили машину новой компоновки.
За основу новой модели 156 F1, которая разрабатывалась под руководством Карло Кити, взяли машину, подготовленную для Формулы-2. Традиционная пространственная рама из труб, пристыкованный сзади двигатель - все обычно для того времени. А вот аэродинамика новой машины стала революционной. Особенностью 156 F1 стали двойные ноздри, благодаря чему она получила прозвище "sharknose" ("акулий нос").
|
Гран-При Германии 1961 года, Филл Хилл
|
V-образный 6-цилиндровый двигатель Формулы-2 серьезно модернизировали. Угол развала цилиндров увеличили с 65 до 120 градусов, благодаря чему получили прибавку в 10 л.с. Новый агрегат объемом 1477 куб.см выдавал 190 л.с., в то время как британцы располагали рядными четверками Coventry Climax и BRM мощностью не более 150 л.с.
Преимущество Ferrari в сезоне-1961 было подавляющим: пилоты Скудерии выиграли пять из первых семи гонок, почти каждый раз на подиум поднимались, как минимум, два представителя итальянской команды, а в Бельгии и Великобритании вся призовая тройка состояла исключительно из гонщиков Ferrari. По итогам года команда из Маранелло впервые выиграла Кубок конструкторов, а ее пилоты заняли первую (Филл Хилл), вторую (Вольфганг фон Трипс), четвертую (Дэн Гарни) и пятую (Ричи Гинтер) позиции в чемпионате.
Омрачила успех трагедия на домашнем этапе в Монце. На втором круге гонки Ferrari Вольфганга фон Трипса, одного из претендентов на титул, соприкоснулась с машиной Джима Кларка и вылетела с трассы в толпу зрителей. В аварии погибли пилот и 15 болельщиков. В знак траура Ferrari пропустила последний этап сезона в США.
|
Гран-При Голландии 1961 года, Вольфганг Фон Трипс
|
К сезону-1962 британские команды подтянулись, мотористы из Coventry Climax и BRM взамен рядных четверок представили V-образные восьмерки - и пилоты Ferrari оказались в тени Lotus и BRM. Одно второе место и три третьих - все, на что была способна чемпионская машина. На волне кризиса и разногласий Скудерию начали покидать люди. Так, Карло Кити и Филл Хилл основали собственную команду ATS, которая, впрочем, успеха не добилась.
Эстафету по модернизации машины принял молодой Мауро Форгьери. Впервые в истории Формулы-1 машина получила пространственную раму из алюминия. Аэродинамика вновь претерпела изменения - необычные ноздри ушли в прошлое, вместо них появился воздухозаборник овального сечения. Появились легкосплавные диски, мощность двигателя увеличили до 200 л.с. Обновленная машина 156/63 позволила Джону Сэртизу, бывшему чемпиону мира по мотогонкам, выиграть Гран-При Германии 1963 года и занять четвертое место по итогам сезона.
В 1964 году Ferrari подготовила новую машину 158. Однако параллельно использовались и уже устаревшие 156-е, одна из которых даже принесла Лоренцо Бандини победу на Гран-При Австрии.
|
Гран-При Великобритании 1963 года, Джон Сэртиз и Ferrari 156/63
|
Победы Ferrari 156 F1:
22.05.1961
|
Голландия, Зандворт
|
Вольфганг Фон Трипс
|
18.06.1961
|
Бельгия, Спа
|
Филл Хилл
|
02.07.1961
|
Франция, Реймс
|
Джанкарло Багетти
|
15.07.1961
|
Великобритания, Эйнтри
|
Вольфганг Фон Трипс
|
10.09.1961
|
Италия, Монца
|
Филл Хилл
|
04.08.1963
|
Германия, Нюрбургринг
|
Джон Сэртиз
|
23.08.1964
|
Австрия, Цельтвег
|
Лоренцо Бандини
|
Технические характеристики Ferrari 156 F1: