В
Ferrari лучше других подготовились к введению нового регламента в сезоне-1961, однако на следующий год британские команды разобрались со своими проблемами и разыграли титул между собой. Чемпионом стал Грэхэм Хилл, выигравший за рулем BRM P57 четыре гонки.
Команда BRM (British Racing Motors) появилась в чемпионате еще в 1951 году, но первых успехов удалось добиться только в конце 1950-х. Британский коллектив традиционно использовал свои собственные двигатели. Однако к сезону-1961, когда состоялся переход на небольшие 1,5-литровые двигатели, мотористы BRM не успели подготовиться, и машину P48/57 пришлось адаптировать к продукции Coventry Climax. Само шасси получилось неплохим, но вот 4-цилиндровый двигатель явно не мог составить конкуренцию 6-цилиндровым моторам Ferrari. Только к старту сезона-1962 были собраны первые двигатели BRM P56 конфигурации V8.
Разработкой новой машины, которая получила индекс P57, руководил Тони Радд. Многое было заимствованно от предыдущих моделей P48 и P48/57, в том числе пространственная рама и подвеска. Двигатель, естественно, был расположен сзади – это уже стало нормой для Формулы-1. И именно в нем кроются основные отличия.
|
Гран-При Голландии 1962 года, Грэхэм Хилл
|
Двигатель V8 по мощности не сильно превосходил рядную четверку Coventry Climax, но зато раскручивался заметно быстрее и достигал предела в 11000 об/мин, что на 3500 об/мин больше, чем у конкурентов. При этом он обладал солидной надежностью для того времени: по ходу всего сезона Хилл сошел из-за отказа мотора один раз, и еще один раз не добрался до финиша его партнер Ричи Гинтер. Двигатель BRM P57 отличался узнаваемым мощным звуком, похожим на вой. В первых гонках машина имела оригинальные выхлопные трубы по бокам кузова, за что ее прозвали “оргaном”. Однако такое решение оказалось непрактичным - органные трубы часто ломались, и от них пришлось отказаться.
Изначально на машину поставили 6-скоростную коробку передач Colotti. А вот ее надежность оставляла желать лучшего, и в BRM решили использовать проверенную 5-ступенчатую коробку собственной разработки.
Новая машина дебютировала на Гран-При Голландии 1962 года. Хилл стартовал вторым и финишировал первым. В следующих четырех гонках британец лишь однажды поднялся на подиум и подпустил к себе своего соотечественника из Lotus Джима Кларка. Новый
Lotus 25 имел преимущество в скорости, но коньком BRM P57 была надежность. В четырех оставшихся Гран-При Хилл трижды финишировал первым и один раз вторым и в итоге стал чемпионом с заметным отрывом. В кубке конструкторов команда BRM стала победителем, в первый и последний раз.
|
Гран-При Южной Африки 1962 года, Грэхэм Хилл
|
К сезону-1963 инженеры BRM подготовили более мощный двигатель с новой системой впрыска, а также новую 6-скоростную коробку передач. На первом этапе в Монако Хилл и Гинтер добились победного дубля. В дальнейшем чемпионат прошел при полном доминировании
Lotus, где решили проблемы с надежностью. Хиллу удалось выиграть только ближе к концу сезона в США. Пилоты команды в итоге заняли в чемпионате второе и третье места.
По окончанию сезона-1963 машины P57 были распроданы клиентам, и некоторые из них использовались до конца 1965 года.
|
Гран-При США 1963 года, Грэхэм Хилл
|
Победы BRM P57:
20.05.1962
|
Голландия, Зандворт
|
Грэхэм Хилл
|
05.08.1962
|
Германия, Нюрбургринг
|
Грэхэм Хилл
|
16.09.1962
|
Италия, Монца
|
Грэхэм Хилл
|
29.12.1962
|
Южная Африка, Ист-Лондон
|
Грэхэм Хилл
|
26.05.1963
|
Монако, Монте-Карло
|
Грэхэм Хилл
|
06.10.1963
|
США, Уоткинс-Глен
|
Грэхэм Хилл
|
Технические характеристики BRM P57: