Интерактив


Наши новости по E-Mail





Чемпионская техника: Lotus Climax 25 (1963 год)

В 1962 году на трассах Формулы-1 появился революционный Lotus 25. Из-за проблем с надежностью добиться успеха британской команде сразу не удалось. Зато в сезоне-1963 чемпионом с солидным преимуществом стал Джим Кларк, выигравший семь из десяти гонок.

До начала 1960-х конструкторы Формулы-1 использовали пространственную раму из стальных труб, внутри которой располагались кокпит, двигатели и другие узлы и системы, а снаружи все обшивалось, как правило, алюминиевыми листами. Однако глава Lotus Колин Чэмпен и аэродинамик команды Фрэнк Костин (вместе они когда-то работали над Vanwall 1958 года) предложили совершенно оригинальную идею - монокок.

Монокок состоял из двух продольных коробов замкнутого сечения, склепанных из алюминиевых листов, и четырех поперечных переборок. Боковины коробов являлись наружной поверхностью кузова, а внутри них размещались эластичные баки. Сзади на лонжеронах устанавливался двигатель. Верхняя часть кузова, носовой обтекатель и капот двигателя были выполнены из стеклопластика. Кузов Lotus 25 по сравнению с промежуточной машиной Lotus 24, в которой использовалась традиционная рама, оказался в три раза жестче и в два раза легче. Кроме того, лобовая площадь машины с монококом уменьшилась на 15%.

Чтобы еще больше снизить лобовую площадь, инженеры Lotus разместили пилота полулежа (наклон спинки сиденья составил 35 градусов) и поставили рулевое колесо диаметром 306 мм. В итоге ширина кузова уменьшилась до 698 мм. Для улучшения аэродинамической эффективности пружины и амортизаторы передних колес были внесены в кузов, верхние рычаги сделали двуплечими, увеличили колею колес.

Lotus 25
Гран-При Великобритании 1962 года, Джим Кларк

В 1962 году на Lotus 25 ставили двигатели Coventry Climax FWMV, оснащенные двумя сдвоенными карбюраторами Weber. К сезону-1963 карбюраторы заменили на более современную систему впрыска Lucas, при этом мощность увеличилась со 186 до 195 л.с. В 1964 году частная команда Reg Parnell Racing на выкупленные машины стала ставить двигатели BRM P56.

Дебют Lotus 25 состоялся на первом этапе 1962 года в Голландии. Кларк стартовал третьим, лидировал несколько первых кругов, но затем начал откатываться назад и в итоге проиграл победителю 10 кругов. В оставшихся восьми этапах шотландец шесть раз стартовал с поула, но только четыре раза смог добраться до финиша, правда, трижды - на первой позиции. Четыре схода из-за технических проблем во второй половине сезона не позволили побороться за чемпионский титул.

В межсезонье конструкторский штаб Lotus усилил Лен Терри, который поработал с надежностью 25-й. Результаты говорят сами за себя: Кларк финишировал во всех десяти гонках сезона-1963. При этом он семь раз стартовал с поула и семь раз первым пересекал финишную черту. В зачет шли только шесть лучших результатов, так что шотландец стал чемпионом, заработав 54 очка из 54-х возможных. Естественно, команда Lotus стала обладателем кубка конструкторов.

В 1964 году соперники из BRM и Ferrari представили свои варианты машин с монококами, однако в первой половине чемпионата Кларку удалось выиграть три из пяти этапов. В дальнейшем действующий чемпион пересел на Lotus 33, однако надежность новой техники оказалась просто катастрофической: сходы во всех оставшихся пяти гонках. Очков, заработанных за рулем 25-й, хватило только на третье место в чемпионате.

Lotus 25
Гран-При Великобритании 1963 года, Джим Кларк

В 1965 году Кларк использовал Lotus 25 лишь на Гран-При Франции. Однако старая машина не помешала шотландцу выиграть сначала поул, а затем и гонку.

Всего было построено семь машин Lotus 25. В начале 1962 года только Кларк выступал на новой машине, в то время как его партнер Тревор Тейлор выходил на старт за рулем Lotus 24 рамной конструкции. Лишь к концу сезона британец пересел за руль 25-й. Но за полтора года он ни разу не смог финишировать выше шестой позиции, зато успел разбить три экземпляра под списание. По отзывам механиков, настраивать Lotus 25 было очень сложно, и, похоже, это под силу оказалось только Кларку.

Клиенты Lotus получили революционные машины только в начале 1964 года. До этого им приходилось использовать промежуточный вариант Lotus 24. В гонках 25-е использовались до начала 1967 года.

Lotus 25
Гран-При Бельгии 1964 года, Джим Кларк

Победы Lotus Climax 25:

17.06.1962 Бельгия, Спа Джим Кларк
21.07.1962 Великобритания, Эйнтри Джим Кларк
07.10.1962 США, Уоткинс-Глен Джим Кларк
09.06.1963 Бельгия, Спа Джим Кларк
23.06.1963 Голландия, Зандворт Джим Кларк
30.06.1963 Франция, Реймс Джим Кларк
20.07.1963 Великобритания, Сильверстоун Джим Кларк
08.09.1963 Италия, Монца Джим Кларк
27.10.1963 Мексика, Мехико-сити Джим Кларк
28.12.1963 Южная Африка, Ист-Лондон Джим Кларк
24.05.1964 Голландия, Зандворт Джим Кларк
14.06.1964 Бельгия, Спа Джим Кларк
11.07.1964 Великобритания, Брендс-Хэтч Джим Кларк
27.06.1965 Франция, Клермон-Ферран Джим Кларк

Технические характеристики Lotus Climax 25:

Двигатель
Coventry Climax FWMV, расположен сзади, 8 цилиндров, V-образный, угол развала блока цилиндров - 90 градусов
Диаметр и ход поршня
63 x 60 мм
Рабочий объем
1496 см3
Максимальная мощность
195 л.с. при 8200 об/мин
Система питания
система впрыска Lucas, 2 клапана на цилиндр, система DOHC
Трансмиссия
коробка передач ZF, расположена сзади, 5 передач плюс задний ход
Кузов
алюминиевый монокок
Передняя подвеска
двойные поперечные рычаги, телескопические амортизаторы и винтовые пружины, спрятанные в кузове
Задняя подвеска
нижние поперечные рычаги, верхние тяги, телескопические амортизаторы и винтовые пружины
Тормоза
дисковые Girling, с гидравлическим приводом
Колесная база
2311 мм
Передняя колея
1320 мм
Задняя колея
1354 мм
Длина
3607 мм
Ширина
1422 мм
Высота
724 мм
Снаряженная масса
452 кг
Топливный бак
115 л
Колесные диски
из магниевого сплава
Шины
Dunlop, 5,00x15" спереди и 6,00x15" сзади


Lotus 25
Монокок и рентген Lotus Climax 25



Чемпионская техника Формулы-1. 1950-1964



     Гран-При Австрии
до старта:

     Опрос

Кого стоит сделать партнером Льюиса Хэмильтона по Mercedes в 2021 году?


© 2001-2020 Информационный проект F1-World.Ru (Мир Формулы-1). Все права защищены. Регистрация СМИ ЭЛ№ФС77-43829
Все материалы, опубликованные на F1-World.Ru, являются собственностью авторов. Любое использование материалов, полное или частичное их копирование без письменного разрешения авторов является нарушением Закона об авторских правах.
При использовании материалов с разрешения авторов, ссылка на F1-World.Ru обязательна.
E-Mail: admin@f1-world.ru
Top.Mail.Ru